Предназначение закона о пожарной безопасности – Федеральный закон 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Содержание

ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года. Общие положения

В любой сфере, в любой отрасли сотрудникам, рабочим, служащим необходимо обеспечивать безопасность. Особенно данное правило касается той деятельности, которая весьма опасна для жизни, например пожарной службы. Именно поэтому 21 декабря 1994 года был издан федеральный закон под названием «О пожарной безопасности».

Дата принятия

Данный нормативно-правовой акт носит статус федерального закона, что говорит о высшей степени его юридической силы, не считая Конституции, конечно. НПА от 21 декабря был принят палатой Федерального Собрания 18 ноября 1994 года. Правовой документ носит номер 69.

Несмотря на двенадцатилетний возраст, закон не теряет своей актуальности, так как изменения в него вносятся по несколько раз в год. Если вы обратите внимание на список актов, вносящих изменения, то увидите там более 30 документов.

Как и в любом другом законе, здесь в качестве небольшого предисловия сказано, что закон от 21 декабря призван обеспечивать пожарную безопасность, так как данное направление деятельности является одним из важнейших функций российского государства.

Общая информация

Первая статья нормативно-правового акта рассказывает об общих положениях, а именно на законодательном уровне раскрывает основные понятия, которые используются далее в тексте закона. Например, именно законом от 21 декабря 1994 года интерпретируются такие понятия, как «пожар», «пожарная безопасность», «требования пожарной безопасности» и прочие. Список понятий постоянно пополняется и не является закрытым перечнем.

Далее в законе рассказывается про систему обеспечения безопасности, которая, собственно, представляет собой совокупность средств, обеспечивающих пожарную безопасность. Важно упомянуть о функциях вышеназванной системы, среди которых первое место занимает функция пожарной охраны, а также организация её деятельности. Этот перечень не является исчерпывающим, и периодически в данную статью вносятся небольшие изменения.

21 декабря Москва приняла закон «О пожарной безопасности», где вторая глава носит название «Пожарная охрана». В ней содержится 11 статей, среди которых 2 утратили силу. Начинается она с 4 статьи, в которой говорится о видах и основных задачах пожарной охраны. Согласно нормативному акту существуют следующие ее виды:

  • государственная;
  • частная;
  • муниципальная;
  • ведомственная.

Всего выделяют три основных задачи пожарной охраны: профилактика пожаров, спасение людей и оказание им первой доврачебной помощи, тушение пожаров и, наравне с этим, проведение спасательных работ.

К государственной противопожарной службе относятся службы федерального и регионального уровней. В данных организациях собраны все подразделения, основная деятельность которых направлена на решение поставленных законом от 21 декабря задач. Немаловажное значение также имеет Положение о федеральной противопожарной службе, где раскрываются основные тонкости профессии пожарного.

Немного о надзоре

Помимо эффективно функционирующих органов, обеспечивающих противопожарную безопасность граждан, в данной сфере функционирует пожарный надзор.

Контролирующие учреждения на местах уполномочены осуществлять надзорную деятельность на объектах, которые принадлежат юридическим лицам или организациям с иностранными вложениями, деятельность которых регулируется вышеназванным федеральным законом от 21 декабря.

Кроме того, пожарный надзор уполномочен проводить проверки в дипломатических и консульских учреждениях на территории иностранных государств. Должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля и надзора, также обладают рядом непосредственных прав, а именно:

  • запрашивают информацию, необходимую для проведения проверок;
  • посещают территорию того или иного проверяемого учреждения;
  • выдают предписания в случае выявления нарушений;
  • производят дознание при наличии признаков состава преступления, а также пользуются рядом иных прав.

Полномочия в области пожарной охраны

Следующая глава закона от 21 декабря включает в себя положения о полномочиях, присвоенных органам власти и местного самоуправления.

К основным полномочиям федеральных органов власти относятся разработка и практическое преобразование государственной политики; разработка и выполнение целевых программ; создание и ликвидация управленческих органов; организация развития науки и техники, а также ряд иных мероприятий, составляющих основу деятельности пожарной службы.

В целом глава состоит из 5 статей, одна из которых утратила силу. В этой части закона особое внимание обращается на полномочия региональных органов безопасности, а также процессуальный порядок передачи прав и обязанностей с федерального уровня.

Пожарная безопасность: обеспечение

21 декабря – день принятия федерального закона «О пожарной безопасности», который рассказывает не только теоретическую и регулятивную базу, но также предусматривает порядок проведения реальных профилактических мер.

Среди спасательных мер первое место занимают нормы, регламентирующие процесс тушения пожаров, например, в статье 22 сказано: «Тушение пожаров — это действия, которые направлены на ликвидацию бедствия, а вместе с этим на спасение людей и их имущества».

Другим не менее важным пунктом спасательных мер, который содержит федеральный закон от 21 декабря, считаются пожарно-спасательные гарнизоны; выполнение специализированных работ и услуг; тематическая пропаганда и так далее.

fb.ru

Законы в области пожарной безопасности

Каждый построенный объект должен соответствовать нормам пожарной безопасности, содействующим предотвращению возгорания, сохранению жизни и здоровья людей, защите имущества и других ценностей при пожаре. Для единой стандартизации требований разработаны основные законы в области пожарной безопасности, которые регламентируют применяемые меры во всех типах зданий. Все владельцы недвижимости должны знать и соблюдать положения законов относящихся к пожарной безопасности на объектах.

Структура законодательства пожарной безопасности

Структура законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности построена на ряде нормативных документов, которые приняты с целью защиты здоровья и жизни людей, сохранности имущества физических и юридических лиц, предупреждению опасных ситуаций на объектах любого размера и вида собственности. Главным основанием законодательства является Конституция РФ, выступающая за ценность человеческой жизни и собственности.

Далее основные законы в области пожарной безопасности сформулированы в следующих документах:

  • Федеральный закон №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который принят 30 декабря 2009 г. В нем содержатся требования и нормы к проектам и обслуживанию действующих объектов.
  • Федеральный закон №184-Ф3 «О техническом регулировании», принятом 27 декабря 2002 г.
  • Закон №69-Ф3 «О пожарной безопасности», который вступил в силу 21 декабря 1994 года.

Указанный свод регулирует техническую и правовую стороны в области пожарной безопасности. К нормативным документам могут добавляться национальные стандарты или иные правовые акты, касающиеся сфер безопасности граждан. Кроме Конституции и вышеупомянутых законов субъекты Российской Федерации на местном уровне имеют право принимать местные законы, но они не являются действительными, если их нормы ниже, чем действующие требования.

Сфера действия законодательства пожарной безопасности

Законы о пожарной безопасности распространяются на все типы недвижимости, учреждения, наземные и подземные виды транспорта, любой формы собственности. Нормативные требования предъявляются к техническим процессам на производстве, эксплуатации различных объектов, транспортировке грузов, реализации и хранении товаров/ материалов, утилизации веществ. Для объектов защиты специального назначения (места хранения химического оружия, горные выработки, наземные космические комплексы, склады со взрывчатыми веществами, предприятия по переработке или уничтожению радиационных материалов) разработаны дополнительные нормативные акты.

Положения Федерального закона в области пожарной безопасности о техническом регламенте для различных зданий обязательны для применения в случаях проектирования и строительства, переделке существующих объектов недвижимости, полном ремонте, проведения технического обслуживания или внесения изменений в функциональное назначение. Обязательно соблюдение действующих законов при разработке технической документации, связанной с обеспечением защиты на объекте.

Если здание было построено давно (исторический объект, культурное наследие и т.д.), но в согласии с действующими на тот момент нормами пожарной безопасности, то нынешние законы на него не распространяются, при условии, что оно не представляет угрозу для здоровья или жизни граждан перемещающихся в нем.

Основные предписания действующего законодательства

Свод законов о пожарной безопасности касается всех сторон проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов. В нем есть следующие предписания:

  • Организовывать полный комплекс мероприятий по пожарной безопасности на строящихся и введенных в эксплуатацию зданиях (внедрение систем дымоудаления, оповещения о пожаре, автоматического тушения, установки средств пассивной защиты и элементов для первичного тушения).
  • Составление проектных документов (с указанием мест огнетушителей, противопожарных дверей, негорючих перегородок, запасных выходов), планов эвакуации для персонала и посетителей, расчетов пожарного риска. Правильное категорирование помещений с соответствующими обозначениями.
  • Проведение экспертиз по испытанию пожарных лестниц, ограждений, крыш, ширине проходов и количеству запасных выходов, корректности срабатывания электронных систем, кранов. Аудит документации.

Обязанности предприятий и организаций

Предприятия и организации, в рамках действующего законодательства, имеют право подключаться, пересматривать или отказываться от услуг подразделений пожарной охраны, функционирующих за их счет. Для них всегда доступна информация от органов управления по любым вопросам пожарной безопасности. Так же имеется право на внесение предложений по улучшению норм и мер для обеспечения безопасности.

Среди обязанностей организаций и предприятий следующие:

  • Соблюдать предписанные законом и его представителями требования по пожарной безопасности.
  • Проводить обучающую работу с персоналом относительно способов поддержания высокого уровня безопасности на объекте и способах первичного тушения пожара (желательно с практичными занятиями).
  • Содержать в исправном состоянии краны, рукава, систему сигнализации, пожарные выходы и лестницы. Не использовать эти предметы не по назначению.
  • Сотрудничать с органами пожарной охраны и создавать собственные подразделения (назначать ответственных лиц) следящих за безопасностью.
  • Всячески содействовать тушению пожара предоставляя для этого необходимые ресурсы и материалы.
  • Предоставлять доступ проверяющим инстанциям к документации и осмотру помещений с целью контроля уровня пожарной безопасности.
  • Сразу сообщать о возникших пожарах и применять первичные средства для их устранения.

Ответственность за нарушение законодательства

За несоблюдение требований законодательства относительно пожарной безопасности может наступать дисциплинарная, административная или уголовная ответственность, в зависимости от обнаруженных признаков проступка. Дисциплинарным мерам подвергаются сотрудники за ненадлежащее выполнение свои обязанностей. Мерой может быть выговор или увольнение. Административная ответственность предусматривает штрафы юридических и физических лиц от 10 до 300 МРОТ. Уголовная ответственность влечет лишение свободы сроком до 5 лет.

Наша компания ТРИО оказывает полный комплекс услуг по обеспечению всех требований в области пожарной безопасности на любых типах объектов. Обратившись к нам можно привести в порядок документацию, выполнить проверку на соответствие и организовать средства по пожарной безопасности в полном соответствии с законодательством.

pozhar-bezopasnost.ru

Закон о пожарной безопасности — общие положения, содержание, последние изменения

В той или иной мере противопожарное состояние территорий России рассматриваются в разных ФЗ, какой Федеральный Закон определяет основы обеспечения пожарной безопасности? Все базисные положения, расширенные впоследствии нормативными дополнениями, сформированы в ФЗ №69 от 1994 года. Он регулирует все действия и процедуры по пожарной безопасности в РФ, включая правовые и организационные отношения между госинстанциями, юридическими лицами, учреждениями, службами и гражданами. Тематика противопожарной безопасности с каждым годом становится все более актуальной, поэтому нормативы постоянно пополняются и уточняются.


Общие положения

Федеральный закон № 69 о пожарной безопасности состоит из 6 глав. Первый раздел является общим, в нем описывается содержание закона. Здесь же устанавливаются базовые положения, предлагаются термины с определениями. В первой главе так же содержится следующая информация:

  • количество и перечень законов, актов, постановлений и других документов, регулирующих ППБ;
  • формулируется сама противопожарная система, комплекс мер и объединение принципов, направленных на предотвращающие меры, а так же действия при ЧС.

Уже в водной части определяется приоритет – это упреждающие меры, направленные на купирование рисков возгорания.

Важно! Именно в направлении профилактических мер в закон вносились изменения, уточнения и корректировки. Так же в расчет брались актуальные угрозы, с тем, чтобы адекватно нивелировать ситуацию.

Уроки противопожарной безопасности начинаются с раннего детства

Содержание текста ФЗ №69

Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:

  • Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
  • Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
  • Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
  • Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
  • Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.
Любое действие на пожаре регламентируется законом

Разработка ФЗ по пожарной безопасности регулирует только Конституция России. Другие акты и законы дополняют и уточняют.

Следует понимать. Несмотря на то, что данный закон является основополагающим, его положения могут корректироваться другими актами и нормативами, в зависимости от рассматриваемой ситуации. Спорные ситуации рассматриваются в судебных заседаниях.

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

На сегодняшний день закон № 69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями представляет собой целостный документ, в котором разработана каждая деталь. Последняя корректировка была сделана в 2017 году:

  • в последней редакции упразднен перечень организаций и учреждений, что подразумевает, что ответственность за противопожарную безопасность лежит на всех ЮЛ и ФЛ;
  • в статьях 1, 6, 25 и 34 были откорректированы отдельные формулировки, согласно общим законодательным изменениям;
  • в статье 1 изменились регламенты проведения независимой оценки и уточнены полномочия экспертов, и мера их ответственности;
  • в ст.19 на органы местного самоуправления ложиться контроль и регулирование мер противопожарной безопасности, от разработки эвакуационных маршрутов до создания и обучения волонтеров, они же отвечают за тушение пожара и спасение людей в ЧС;
  • в ст.20 закона о противопожарной безопасности была добавлена 8 часть, которая для научно-технических инновационных центров отменяет для ППБ общий ФЗ и переводит их под действие ФЗ №216, прочие объекты остаются под действием ФЗ №69, который контролируется и регламентируется госорганами власти, все дополнительные требования разрабатываются под руководством Правительства России;
  • в статье 22 уточняются действия и их последовательность во время чрезвычайных ситуаций, осуществлении спасательных мероприятий относительно различных категорий спасаемых объектов — людей, животных, движимого и недвижимого имущества, федеральные власти производят общий контроль, бригады пожарных обязаны выезжать на все вызовы, так же в их полномочия поступает объект, куда они могут запретить вход любому гражданину, включая должностные лица;
  • в статье 24 дополнен перечень оборудования и средств пожаротушения;
  • в ст.25 федерального закона о пожарной безопасности обязывает органы любого уровня и подразделения МЧС всячески пропагандировать меры предосторожности, чтобы предупредить возгорания, проводить занятия по пожарно-техническому минимуму, так же уточняется последовательность проведения обучения в учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, его контролируют федеральные исполнительные власти;
  • вместо статьи 28 продолжает действовать ФЗ №122;
  • в статье 30 подробно описывается регламент особого режима, когда на территории увеличивается опасность возгораний, в это время противопожарные меры увеличиваются на порядки, вплоть до полных запретов населению посещать лесные массивы.

Занятия по пожарной безопасности сотрудников организацией и предприятий могут проводиться либо непосредственно на рабочем месте, либо на специальных образовательных площадках в зависимости от изучаемой программы.

Права граждан России в сфере противопожарной безопасности устанавливаются в 34 статье:

  • гражданам РФ разрешено защищать свою жизнь и свое имущество;
  • во время пожаров гражданам разрешается получать информации о защите жизни и имущества, и эффективности проводимых мероприятий;
  • принимать посильное участие в действиях следственных органов относительно причин возгорания;
  • участие в волонтерских группах, помогающих профессиональным пожарным устранять ЧС.
Тушение пожара с вертолета

ФЗ №69 был разработан с целью формирования безопасности граждан, которые, как и лица, пребывающие на территории России, обязаны придерживаться предписанных им мер. Предприятия и люди, игнорирующие утвержденные положения, несут ответственность по всей их строгости. И еще раз стоит напомнить, что приоритетными являются предупредительные меры.

Ознакомиться с новой редакцией закона в полном объеме можно ЗДЕСЬ.

pozharanet.com

Статья 6.1. Закон о пожарной безопасности N 69-ФЗ от 21.12.1994

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

Предметом проверки являются:

соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности;

соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование их правообладателя (правообладателей).

Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предварительное уведомление организации или гражданина о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, не допускается.

Мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых заданий. Порядок оформления и содержание плановых заданий на проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

www.zakonrf.info

ФЗ-69 «О пожарной безопасности» с изменениями

Федеральный закон под номером 69 регулирует вопросы пожарной безопасности и меры, направленные на устранение угрозы возгораний. Данные аспекты являются одними из наиболее приоритетных в обеспечении жизнедеятельности физических и юридических лиц. Поэтому в изучении данного закона актуальна не только изначальная редакция, но и последние изменения.

Описание закона

Федеральный закон под номером 69 был принят 18 ноября 1994 и вступил в силу на момент опубликования — 21 декабря того же года. По своей структуре ФЗ 69 состоит из нескольких глав, тематически объединяющих в себе следующие положения:

  • общие положения, регламентирующие понятия и противопожарную систему;
  • вопросы, относящиеся к понятию пожарной охраны, видам, службам и соответствующим органам;
  • полномочия органов государственной власти и местной администрации в области противопожарной защиты;
  • положения об обеспечении пожарной безопасности, процедура информирования и техника безопасности;
  • права и обязанности граждан, а также ответственность за нарушения закона.

Основное назначение ФЗ 69 — обеспечить пожарную безопасность и исключить возможности возгорания. Приоритет ставится на превентивных мерах. В соответствии с данным аспектом закон постоянно дорабатывается для решения актуальных угроз в обеспечении пожарной безопасности. Последние изменения были внесены 28 мая 2017 года.

Текст ФЗ 69

Для ознакомления с последней редакцией, скачать Закон “О пожарной безопасности” можно по актуальной ссылке. Приведенный текст содержит все изменения и поправки, актуальные на 2017 год. Для изучения законодательства в области пожарной безопасности необходимо рассматривать ФЗ 69 в актуальной редакции с учетом последних изменений.ъ

Не будет лишним знать нормы закона 68 о защите населения от ЧС и положения ФЗ 390 о национальной безопасности.

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

Последние поправки в ФЗ 69 были внесены 28 мая 2017 года. Они коснулись следующих положений:

  • в новой редакции была исправлена преамбула к Закону “О пожарной безопасности”, перечисление отдельных видов учреждений и организаций было упразднено — подразумевается, что ответственность за принятие мер противопожарной защиты по ФЗ 69 лежит на всех юридических и физических лицах;
  • были изменены отдельные формулировки в статьях 1, 6, 6.1, 25 и 34 — в ряде случаев положения были частично дополнены уточняющими аспектами, в иных статьях текст был отредактирован в соответствии с изменениями в текущем законе и иных законодательных актах;
  • статья 1 ФЗ 69 была дополнена тремя новыми абзацами, регламентирующими проведение независимой оценки пожарных рисков, полномочия экспертов в проведении подобного анализа и положение о заведомо ложном заключении по угрозе возгорания;
  • статья 24 ФЗ 69 также была дополнена четвертой частью, регулирующей порядок определения минимального перечня оборудования, средств пожарной безопасности и иных технических приспособлений для организации противопожарной защиты.

Отдельные изменения в закон были внесены в ранние периоды. Для наглядности следует рассмотреть редакцию отдельных статей.

Ст 19 ФЗ 69 регламентирует полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В текст положения в ноябре 2015 были внесены изменения по формулировкам для приведения его к актуальному состоянию. Иных поправок в данную статью не вносилось.

Статья 20 ФЗ 69 регулирует нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности. Последние поправки были внесены в июне 2015 года и коснулись особенностей обеспечения мер противопожарной защиты в международном медицинском кластере.

Статья 22 Федерального закона “О пожарной безопасности” регулирует аспекты, связанные с тушением пожаров и проведением спасательных работ. Последние изменения были внесены в декабре 2015 года. Коснулись они формулировок отдельных частей и введением абзаца о приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне воздействия опасных для жизни и здоровья факторов пожара.

Ст 25 ФЗ 69 подразумевает правовое регулирование проведения противопожарной пропаганды и соответствующее обучение. В 2017 году изменения коснулись формулировок отдельных частей. Иные поправки не вносились.

Статья 28 ФЗ 69 утратила силу согласно внесенным изменениям в августе 2004. В текущей редакции она не актуальна.

Ст 30 Федерального закона регламентирует установление особого противопожарного режима безопасности по решению государственных органов или местной администрацией. Актуальные изменения были внесены в формулировку второй части в декабре 2010 года, после чего редакция законоположения не менялась.

Статья 34 ФЗ 69 подразумевает регламентирование прав и обязанностей граждан. Изменения были внесены поправками 2017 года и коснулись формулировки “работников организаций”, которая была изменена на “лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях,”.

Последние изменения в Закон “О пожарной безопасности” в 2017 году были введены через ФЗ 100. Для наглядности данный закон можно скачать здесь.

Похожие законы

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Требования федерального закона о пожарной безопасности, их анализ и редакции

Принципы пожарной безопасности на общегосударственном уровне регулирует Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Он содержит общие положения и описания, которые затрагивают область надзора и исполнения существующих требований на различном уровне. Именно его изменения отражают общее положение дел и структуру в ведомстве и государстве относительно пожарной безопасности.

Появление и концепция

21 декабря 1994 года – дата его выхода. Последняя редакция появилась в 23 июня 2016 года. Всего закон содержит 6 глав и 42 статьи (некоторые из них утратили силу или были исключены после судебного решения). Изменения в него вносили 25 раз. Он основывается на Конституции и имеет отсылки к другим законодательным актам.

Стоит отметить, что закон соответствует общей стратегии о противопожарной безопасности государства, план которой расписан на несколько лет вперед. Главные тезисы закона – гарантия пожарной безопасности, а также описание прав и сферы ответственности. Указанный выше законодательный документ описывает общую систему пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности — меры различного характера, средства, которые необходимы для тушения пожаров, профилактических и спасательных работ. Муниципалитет, органы государственной власти, граждане, местные администрации и организации, обеспечивающие безопасность – главные составляющие системы пожарной безопасности.

Первая глава начинается со статьи об основных понятиях из сферы пожарной безопасности. В ней обозначены и даны определения терминам, которые используются в самом законе и других актах, в том числе нормативных.

Такой подход позволил объединить понятия и внести ясность в их толкования. Ранее большинство актов по пожарной безопасности давали отличные друг от друга определения, что являлось предметом споров между организациями и контролирующими органами.

Вторая глава рассказывает о формировании и разработке законодательства в сфере пожарной безопасности. Этот закон является неотъемлемой его частью, а требования, им установленные, не должны быть ниже в любых субъектах государства.

На региональном уровне можно вводить локальные нормативные акты, если они не противоречат требованиям действующего закона.

Службы и структура

Во второй главе перечислены виды и задачи пожарной охраны. Она может быть нескольких видов, но основной считается государственная и муниципальная. Допускается создавать добровольческие объединения, а на некоторых объектах уместно создавать ведомственную пожарную охрану.

Вне зависимости от вида, основные задачи пожарной охраны — профилактические меры, спасание людей, тушение пожаров.

Кроме того, в этой главе указано, к каким работам пожарную охрану привлекать нельзя.

Государственной пожарной службе выделена отдельная часть закона. В ней есть структура, объединяющая различные подразделения. Полномочия вкупе с функциями перечислены в отдельном положении этой пожарной службы.

Немаловажная часть всей системы — федеральный государственный пожарный надзор, ранее имевший другое официальное название. Уполномоченные органы исполнительной власти могут организовывать, создавать план и проводить проверки всевозможных объектов с целью контроля исполнений всех обязательных требований в этой сфере безопасности.

Полномочия служб на различном уровне

Полностью раскрыты вопросы о создании новых либо же изменении старых законодательных, нормативных и регламентирующих актов, относящихся к сфере пожарной безопасности.

Органы государственной власти могут влиять на изменения в организациях, которые попадают в сферу их влияния и работают в области пожарной безопасности.

Присутствует упоминание об организации тушения пожаров на объектах, информировании и образовании населения для улучшения общей безопасности. В полномочия органов власти включены разработка, исполнение, финансовое планирование и внедрение федеральных программ.

Местные администрации и подобные органы обеспечивают посильное тушение пожаров, когда пожарные расчеты еще не приехали, дополнительно способствуют образованию добровольческих организаций, принимают различные меры по информированию людей о возникшей опасности.

В населенных пунктах должно быть достаточное количество огнетушителей, инвентаря и подручного инструмента для тушения пожара. Органы местного самоуправления обеспечивают наличие и исправность источников огнетушащих веществ.

Для городов федерального значения условия зависят от требований соответствующих законодательных актов, где описаны полномочия городских, поселковых администраций.

Управление системой

Комплексное понятие обеспечение пожарной безопасности состоит из множества взаимосвязанных аспектов работы всей системы. Общественные отношения в сфере пожарной безопасности должны регулироваться законодательными и нормативными актами.

Они обеспечивают и нормальное функционирование системы, организовывают работу подведомственных подразделений. В них описаны правила для организаций в части технического оснащения и правильных действий по недопущению пожаров или во время их возникновения.

Многие правила и нормативы информируют о производстве различной продукции. Изготовители обязаны маркировать свой товар, указывая класс пожароопасности или другие подобные характеристики. Эта часть документа сообщается с законодательством о техническом регулировании, как и вопросы о сертификации.

Здесь описано тушение пожаров, последовательность других работ. Интересно, что есть отдельный Лесной кодекс, а тушить пожары и контролировать исполнение правил безопасности обязаны силы специальной службы.

Далее обозначены структура, организация и функции пожарно-спасательных гарнизонов, которые разделяют на территориальные и местные. Упомянуто и законодательство, регулирующее их существование.

Внимание уделено и профильным работам ведомств в сфере пожарной безопасности. В соответствующей статье приведен подробный перечень с разъяснениями. Выделено, что работа пожарной охраны производится без какой-либо оплаты.

Особый противопожарный режим вводят, если уровень пожарной опасности превышает установленную норму. Назначают такой режим для определенной и ограниченной территории, тогда об опасности информируют население.

Ответственность

Глава об ответственности касается граждан, руководителей и уполномоченных лиц. Все перечисленные категории обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Каждый человек имеет право на защиту, возмещение ущерба, получение информации и посильное участие в определении возможных причин появления возгораний.

Обязанности граждан: своевременно сообщать о возникновении возгораний, помогать в тушении, спасении, также и до прибытия пожарной охраны. На территории владений или объектов они должны установить первичные средства огнетушения, соответствующие нормам.

Руководители получают увеличенный список обязанностей, связанных с безопасностью и защитой. Ответственность несет руководитель организации, владелец объекта, руководители государственных органов, ответственные за пожарную безопасность, собственники имущества. Нарушения неминуемо приводят к различного рода ответственности – вид ее устанавливает соответствующее законодательство.

В конце указаны условия вступления в силу этого законодательного акта. Также описан порядок его передачи далее для исполнения. Определен промежуток времени, чтобы согласовать и привести в соответствие взаимосвязанные документы.

Редакции

Большинство редакций 69 фз появились с масштабными переменами в структуре или реорганизацией ведомства (министерства). В 42 статье, ныне не действующей, есть упоминание об обязательном укомплектовании службы солдатами срочной службы.

В последствие она неоднократно редактировалась. Изменению подверглись названия подразделений, порядок и объем выплат денежных средств семьям погибших сотрудников, введены новые определения (особый противопожарный режим) и т.д.

При появлении «Сколково» в него включили целую главу по организации пожаротушения на территории центра и соответствующей профилактики, чтобы учесть все нюансы и достичь необходимого уровня пожарной безопасности.

Загрузка…

Другие полезные статьи:

protivpozhara.com

Статья 6. Закон о пожарной безопасности N 69-ФЗ от 21.12.1994

Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.

Федеральный государственный пожарный надзор на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный пожарный надзор на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

Органами государственного пожарного надзора являются:

структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Руководитель соответствующего органа государственного пожарного надзора по должности одновременно является:

главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, в котором определяются перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов), их права и обязанности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, утверждается Правительством Российской Федерации.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;

запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

www.zakonrf.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *